Салон снаряжения Вход

Меню
Путешествия
Популярное
Наш опрос
Нужен ли вкладыш для спальника?
Всего ответов: 23
Статистика
Товаров в магазине: 159
Каталог: 30
Фотографий: 111
Публикации: 18
Коментарии: 93
Тесты: 1

  Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Сегодня были:

    Легенды старого дома

 Усадьба архитектора М. П. Малахова (ул. Луначарского, 173-а) - это не только одно из его творений, но и оставшийся потомкам своеобразный мемориал память о выдающемся уральском зодчем.

Об этом и не только об этом мог бы поведать нам старый осевший деревянный особняк со следами былой красоты: с колоннами, лепными украшениями. Он прожил весьма почтенный для деревянного строения предельный возраст. Но однажды очнулся и, как в юности, услышал чудную симфонию леса, где солировали сладкоголосые птицы.


Х

озяин для своего родового гнездышка выбрал место не в центре, а за городом и весьма романтическое. Тогда здесь шумел нетронутый лес, бежала шустрая речушка и в этом месте даже в крутую зиму не замерзала - будто ее грел некий подземный огонь. Это был чудо-ключ. Сюда на лошадях с бочками со всего города ехали мужики - чистой и вкусной воды хватало всем. С тех пор прошел век минувший и почти весь нынешний. Старые дома, как и люди, умирать не хотят, хотя теснят их сегодня, сдавливают в объятиях каменные громады.


Напомним, что мешавший при расширении улицы этот исторический дом обезобразили, отбили центральный портик с колоннами, и он, окруженный нелепым забором, превратился в неприглядную рухлядь.


Мы рассказываем о доме известного уральского зодчего Михаила Павловича Малахова на ул.Луначарского, 173,а. Он его спроектировал в 1815 году, построил двумя годами позже. А мы перестроили этот дом двадцать лет назад. По словам архитектора П.И.Лантратова, который участвовал в реставрации не только этого малаховского здания, особняк имел
По одной версии, его создателем мог быть известный екатеринбургский зодчий М. П. Малахов
особую воздушность, некий шарм, а сделанная копия, хотя и добротная, но все-таки не то, что задумывал некогда Малахов.

Т

рудно себе представить улицу Луначарского загородным лесным массивом и во всей красоте и легкости дом известного зодчего. Здесь он жил и творил в первой половине XIX столетия. Как подтверждено специалистами, наш провинциальный городок в первую очередь Малахову обязан самым красивым в строгом классическом стиле белокаменным нарядом.


Портрета его мне пока найти не удалось, зато я знаю его родословную в пяти поколениях. Черниговский исторический музей им. В.В. Тарновского, с которым установилась прочная связь, любезно прислал такое сообщение: "Родовое имение М.П.Малахова находилось в деревне Масаны, сегодня это район Чернигова. Кстати, старожилы помнят место под названием «Малаховщина». С конца 80-х годов она застроена многоэтажками.


К письму был приложен важный документ - ксерокопия страниц "Родословной книги Черниговского дворянства" графа Г.А.Милорадовича с записями о роде Малахова. Из нее мы теперь знаем, что деда архитектора звали Василий Емельянович. Он проходил службу в 1750 году, был советником совестного суда Черниговского наместничества, произведён в войсковые товарищи и уволен в отставку поручиком. Род признан Правительственным Сенатом во дворянстве со внесением во вторую часть родословной книги. Его сын -Павел Васильевич точно повторил по служебной лестнице карьеру отца. У него было три сына. Среди них младший Михаил. Указан точный год его рождения. Не 1781, как считают краеведы, а 1783. Месяца и точной даты пока нет, но черниговский музей обещал поискать их в книге масановской церкви Рождества Богородицы.


А

сейчас о легендах старого дома на бывшей Васенцовской улице в Екатеринбурге. Главным инициатором его перестройки, нашедшим на это деньги, был "Электроуралмонтаж", его наладочное управление, которому для размещения выделили старый малаховский дом. Первый этаж к тому времени ушел под землю, в подвале стояла вода, падала кусками штукатурка. Проще было построить все заново, чем латать старое. К чести новых хозяев они не оказались временщиками и поняли: память о таком человеке, как Малахов, должна быть красивой и долгой. Отлично отремонтировав Дом Малахова, они оповестили об этом город, повесив памятную доску. Но город посчитал это излишним, и память о реставраторах бесследно исчезла. В соответствии с указаниями архитекторов за старым особняком возвели из кирпича новый - точную копию. От родной постройки сохранился только бельведер, то есть купол, почти ювелирно перенесенный на новое здание. Случай помог найти один из фрагментов капители, по которой были воссозданы все колонны, некогда украшавшие фасад особняка.
Аптека горного ведомства это было построено в двадцатых годах XIX века по проекту самого известного екатеринбургского архитектора Михаила Павловича Малахова


Но старый дом, когда его убирали, отчаянно сопротивлялся. И.А.Зайков, генеральный директор наладочного управления, и М.Е.Федоров, бывший начальник строительного участка, вспомнили, как трудно разбирали бревна из лиственницы. Их не брала даже пила "Дружба". Как удивляли современных строителей утраченные секреты прошлого: гвозди и штыри, не поддающиеся ржавчине, причем каждый с клеймом мастера. Какой необычный утеплитель был проложен между венцами - мох с какими-то добавками, в котором не нашли следов ни грызунов, ни тараканов, ни клопов, ни моли.


Под стрехой купола во время реконструкции найдена была книжечка на славянском языке, а в ней письмо, в котором молодая девушка писала милой мамочке, как ее здесь тепло и радушно встречают. Как в святочные вечера она катается на тройках.


Строители подивились красоте изложения, каллиграфии, но в музей передать этот документ почему-то не догадались. О Малахове, его сыне и особенно двух его дочерях мы мало что знаем. Может, это письмо открыло бы новые факты.


Сегодня дом Малахова как светлое пятно среди каменных коробок, приметное место в Екатеринбурге. Но видим его, в основном, снаружи. Под колоннами парадный вход в пивной бар (архитектор эту часть отводил центральному холлу, вокруг которого были, вероятно, столовая, его кабинет, библиотека. Сюда 170 лет тому назад после венчания 44-летний Михаил Павлович Малахов вел свою нареченную Веру - 18-летнюю красавицу из рода известных купцов Колобовых.


По "черному" входу (как тогда говорили) можно найти сейчас много офисов, резиденцию бывшего главного архитектора города В.И. Белянкина, а поднявшись совсем под купол, обнаружить пока пустое помещение с круговым обзором. Здесь сам Бог велел разместить музей - того, кому этот дом принадлежит по праву. И громкая слава тоже.

Собор Святой Троицы в Каменск-Уральске

М

ы даже не потрудились найти все, что связано с именем этого человека в Екатеринбурге. Был ключ малаховский - его замуровали. Была речка Малаховка - ее тоже похоронили. Была улица Малаховская, спускавшаяся к Исети - теперь ул.Энгельса. Откроем еще одну тайну старого дома. Это случилось в предновогоднюю ночь 1835 года. В государственном архиве Свердловской области есть документ, который лежал в папке с грифом "Секретно". Это предписание из столицы тогдашнему начальнику уральских горных заводов Дитериксу II. Цитирую: "на основании известного Вашему Превосходительству высочайшего повеления, признавая нужным сделать обыск у архитектора Малахова, который по тесным связям с бывшим командиром гранильной фабрикы Коковиным, наводит на себя подозрение...".


Представьте, какой в доме Малахова в ту предновогоднюю ночь был ужас. Какой страх претерпели жена и трое маленьких детей. Какую моральную травму нанесли уважаемому в городе человеку, добрая и беспорочная служба которого была отмечена государственными орденами и медалями.


Обыск, естественно, ничего дать не мог. Высокий царский чиновник Лев Перовский, несколько раз пытавшийся склонить Якова Коковина к бесчестным сделкам с драгоценными камнями, как уже доказано, сам украл редкой красоты изумруд. Свалив вину на Коковина, он решил расправиться и с его друзьями. Лев Перовский своей грязной рукой ничтоже сумняшеся подписал произвести обыск и у Малахова. Коковина и Малахова действительно связывала дружба еще со времен учебы в Петербургской академии. Ее подтверждение мы находим в церковной книге Екатерининского собора, где значится, что кавалер Яков Коковин выступал в качестве поручителя при венчании четы Малаховых и поставил в соборной книге собственноручную подпись. И когда Коковин оказался в тюрьме, архитектор, вероятно, за него ходатайствовал.


Дальше судьба распорядилась так: Яков Коковин, проведя в тюрьме два года и два месяца, вышел тяжело больным и вскоре умер. Наверное, не случайно в эти годы закатилась звезда и Михаила Малахова. Он уходит или его "ушли" с высокого поста главного архитектора горного округа. В 1842 году в возрасте 59 лет, практически в расцвете творческих сил, его не стало.
Дом Главного начальника горных заводов Хребта Уральского

Напомним, что в этом году выдающемуся уральскому зодчему (1783-1998) исполнилось бы 215 лет.......

Автор: Инна Гладкова
Источник: По страницам журнала "Стройкомплекс Среднего Урала". № 12, 1998 год.
Добавил: shemyr (09-Июл-2012)
Просмотров: 4008Рейтинг: 5.0/3
Copyright ShemYr.ru © 2024